РБК опубликовал экспертную статью Дмитрия Савельева о рынке упаковки

25 Июнь 2019

Портал РБК опубликовал статью управляющего директора GDC Дмитрия Савельева « За экоупаковкой будущее», где он рассказывает о трендах на рынке упаковки, об использовании экологичных и неэкологичных упаковочных материалов и о том, какое место на рынке занимает наша компания. Приводим текст статьи:

Дмитрий Савельев  «За экоупаковкой будущее»

Управляющий директор компании GDC Дмитрий Савельев — о трендах рынка упаковки и использовании экологичных и неэкологичных упаковочных материалов.

Что происходит сейчас на мировом рынке упаковки? Главный и, по сути, единственный тренд — постепенный отказ от любой пищевой упаковки, в которой доля материалов долгого распада превышает 80%, а период полного разложения в природе превышает один год. Речь, естественно, идет об отказе от дешевой пластиковой упаковки, той, что разлагается несколько сотен лет. Также сюда относятся и алюминиевые контейнеры, которые позиционируются как «натуральный материал из металла» и очень любимы авиакомпаниями, но разлагаются от 80 до 200 лет.

Условный срок полного разложения упаковки из стекла составляет несколько тысячелетий. И все эти продукты человеческой жизнедеятельности десятилетиями загрязняют нашу среду обитания, поэтому в цивилизованном мире им уже нашли замену.

Причина массового распространения упаковочного пластика — его низкая себестоимость и удобство производства. Производить пластик из нефтепродуктов довольно просто, но «дешево» обычно не значит «хорошо». Это отчетливо ощущается, когда ты видишь фотографии огромных свалок или морского дна, покрытого толстым слоем одноразовой посуды.

Чем можно заменить упаковочный пластик? Адекватными и экологичными аналогами считаются картон и бумага, но и с ними не все так просто. Часто обычный человек и не догадывается, что используемая им продукция неэкологична и что условный одноразовый картонный стаканчик содержит в себе материалы, разлагающиеся не один десяток лет. Недавно я плавал с детьми в море с маской и, ныряя, увидел на дне подобный «картонный» стаканчик, который пролежал там явно не один год.

Как так получается? Ответ прост: при создании подобной упаковки были использованы материалы, которые в течение длительного срока не дают продукту разлагаться. Используемый в этих случаях картон содержит специальные добавки, препятствующие торцевой впитываемости. Это означает, что материал менее восприимчив для влаги и бактерий и к тому же покрыт изнутри слоем полиэтилена. Даже если подобная упаковка и выглядит бумажной, полностью экологичной она не является.

Приведу и другой пример. Некоторые производители полиэтиленовых пакетов утверждают, что их продукция полностью биоразлагаема за сравнительно недолгий период времени. На деле же при производстве в продукцию добавляются определенные компоненты — например, мел или органические соединения, и при утилизации пакет просто распадается на множество частиц, с которыми затем сотни лет ничего не происходит. Либо же они копируют другую упаковку, часто — нашу, используя при этом материалы непонятного происхождения и производя ее в условиях, неприемлемых для производства пищевой упаковки.

Поэтому, выбирая действительно качественную и экологичную упаковку, следует помнить о маркетинговых приемах производителей, которые порой публикуют не соответствующую действительности информацию. Эти приемы зачастую не имеют ничего общего с борьбой за чистоту природы.

Для потребителей упаковки наилучшим выходом из ситуации станет использование по-настоящему хороших и качественных материалов и ориентирование в первую очередь на целлюлозно-бумажное сырье. В современных реалиях изготовление полностью экологичной упаковки обходится примерно на 20% дороже создания привычной пластиковой. Однако, например, масштабы нашего производства таких материалов, работа, которую мы ведем над созданием новых моделей, использование передовых технологий — все эти факторы ведут к неуклонному уменьшению себестоимости.

Я думаю, что скоро и другие производители придут к тому, что качественная упаковка не обязательно стоит дорого, и смогут гармонично сочетать бизнес-показатели с производством современного продукта, доступного широкому потребителю.

Компания GDC занимается последние годы созданием именно такого продукта, продвигая два типа упаковки под брендом DoECO на мировых и российских рынках. Первый тип можно назвать полностью экологичным: данная упаковка разлагается в обычных бытовых условиях — например, на свалке или в компостной куче — примерно за шесть месяцев, притом для этого не требуется использования каких-либо специальных приспособлений или условий. Подобная упаковка востребована не только в России, но и в Европе, Америке, азиатских и арабских странах. Основные потребители биоразлагаемой упаковки DoECO — крупные премиальные бренды пищевой промышленности. Именно в этой отрасли образуется наибольшее количество упаковочных отходов, следовательно, поэтому игрокам рынка упаковочных материалов следует уделять ей первостепенное внимание.

Второй тип упаковки DoECO разлагается примерно на 95%. Подобная упаковка подходит тем, кто постепенно меняет модель потребления в сторону более экологичного производства, но пока еще не готов платить больше за полностью биоразлагаемые материалы. Эта упаковка по стоимости сопоставима с обычной пластиковой и на данный момент является более востребованной на рынке. Но будущее все же не за ней.

Разработки и технологии, созданные более чем за 15 лет нашей деятельности (ведь работа по созданию упаковки DoECO и тестированию используемых технологий началась еще с начала 2000-х годов), постоянно увеличивающиеся объемы производства и растущая популярность на мировом рынке рано или поздно помогут нам сделать полностью экологичные упаковочные материалы соизмеримыми по цене с общедоступными пластиковыми.

И уже скоро, я считаю, переработка упаковки станет экономически менее целесообразной, чем использование по-настоящему экологичного биоразлагаемого аналога из возобновляемых ресурсов.

Чем известна GDC

Российская производственно-дистрибьюторская группа GDC (Global Distribution Centre) была учреждена в феврале 2009 года как компания-производитель и поставщик экоупаковки. Является разработчиком и правообладателем патентов на экоупаковку. С момента создания поставляет на международный и российский рынки биоразлагаемую (подтверждено сертификатом SGS, Швейцария) упаковку DoECO. Имеет собственное научно-исследовательское подразделение, постоянно разрабатывает новые продукты для пищевой промышленности.

В настоящий момент обслуживает более 8 тыс. клиентов в 30 странах (производство продуктов питания, рестораны, кафе, супермаркеты). У компании имеются российские и зарубежные филиалы и представительства, которые продвигают собственную торговую марку DoECO.